Хотите принять участие в форуме по обсуждению проекта? Тогда переходите по ссылке в меню!

В статье представлен опыт проведения одной из форм популяризации науки «Фестиваль проектов». Обоснована актуальность его проведения, предлагаемые формы мероприятий, представлена активность участников – обучающихся и преподавателей.

Опыт проведения «Фестиваля науки» как образовательного события краевой инновационной площадки

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Григорьева Ирина Александровна, старший методист, КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

Мысль, раскрывающая определение модерного понятия «инновация», высказана в XIX веке В.И. Далем, русским писателем, этнографом и лексикографом, собирателем фольклора, в своем «Толковом словаре живого великорусского языка»: новшество – есть ведение новизны, новых обычаев, порядков. Сегодня инновации, нововведения, новшества репрезентативны для любой сферы профессиональной деятельности человека.

В образовании инновации являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта. По большому счету, значение слова «образование», как производное от слова «образовывать», близко к значениям слов и выражений «созидать», «реализовывать что-то новое».

Инновационная деятельность образовательных организаций – стратегическое направление в образовании, направленное на поиск путей и механизмов постоянного обновления, повышения эффективности деятельности и улучшения качества образования.

Одним из способов демонстрации инновационных возможностей учебного заведения являются краевые инновационные площадки.

Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум, стараясь оперативно решать актуальные проблемы профессионального образования, выступил с инициативой организации краевой инновационной площадки в части развития проектной и исследовательской деятельности через организацию работы виртуального музея истории «Мы из прошлого».

Одним из условий реализации образовательных программ общеобразовательного цикла в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и профиля получаемого профессионального образования становится обязательно выполнение индивидуального проекта.

Актуальность проектной деятельности очевидна, т.к. в ходе данного вида деятельности реализуется педагогическая идея формирования у обучающихся умения самостоятельно осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной образовательной среды, с подготовкой кадров, с обучением обучающихся.

Проект позволяет превратить учебно-профессиональную деятельность в деятельность, которая приносит удовлетворение. В проекте – полный простор мысли, действий, открытий… Главное – создать условия!

Решением проблемы организации проектной деятельности в техникуме стал инновационный проект «Виртуальный музей техникума как средство овладения проектно-исследовательскими технологиями».

Виртуальный музей истории техникума – это копилка индивидуальных проектов и исследовательских работ обучающихся по теме «Мы из прошлого». Преподаватели техникума, разрабатывая идеи краевой инновационной площадки, ставят перед собой задачу совершенствовать музейное образовательное пространство посредством внедрения и апробирования новых образовательных модулей, применения современных образовательных технологий, в т.ч. проектной, разработки и реализации программ для обучающихся и преподавателей, вовлечения обучающихся в социально-значимую деятельность.

В рамках инновационного проекта 23 и 24 мая в Николаевском-на-Амуре промышленно-гуманитарном техникуме состоялся обещающий стать традиционным праздник исследовательской и проектной деятельности – Фестиваль проектов.

Фестиваль проектов – это Фестиваль науки, одна из форм популяризации науки, наглядный показ того, как наука структурирует реальное событие, обогащает и развивает его участников. На Фестивале были представлены не скучные лекции умудренных опытом профессионалов, а занимательные мастер-классы, интеллектуальные игры и презентации лучших проектов и исследований обучающимися по итогам защиты работ на Неделе проектов.

В первый день ведущие погрузили гостей и участников в мир науки, такой увлекательный и разнообразный: отметили важность научно-исследовательской деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, интересно и доходчиво разъяснили понятие исследовательской деятельности. Распорядители Фестиваля научили своих гостей определять проблему исследования, строить алгоритм исследовательской работы, ненавязчиво объяснили, что важным ее этапом является представление и защита своей работы в форме выступления. Чтобы не быть голословными, ведущие представили, как пример показательного выступления, презентацию лучшего проекта по итогам «Студенческой весны 2016 года», выступление Финюшина К., обучающегося ЭЛо-34-С, по теме «Интернет зависимое поведение как один из факторов влияния на здоровый образ жизни молодежи».

Далее участникам фестиваля предложили пройти познавательный маршрут «Все о проектах», представленный разнообразными формами мероприятий, подготовленными преподавателями техникума. Педагоги-психологи Шлеменкова Анастасия Сергеевна и Некрасова Оксана Владимировна провели тренинг «Профи будущего» для снятия барьеров перед публичными выступлениями. Мастер-класс «Как взять интервью» преподавателя русского языка и литературы Иштугановой Алены Олеговны познакомил участников с одним из самых популярных методов сбора информации – интервью. В мастерской «Секреты успешной презентации», организованной преподавателем информатики Огнянниковой Натальей Аликовной, участники овладевали секретами подготовки и демонстрации презентации. Преподаватель психолого-педагогических дисциплин Криволесова Татьяна Александровна подготовила для участников праздника науки практикум «Методологические параметры исследования». Теперь определить тему, цель, предмет и объект исследования ни у кого не составит труда. Игра «Театр как продукт проектной деятельности» преподавателя музыкальных дисциплин Новиковой Валентины Ивановны захватила зрителей бурной сценической деятельностью. Попова Светлана Вадимовна, преподаватель русского языка и методик преподавания в начальных классах, дала уроки публичного выступления.

Второй день, посвященный проектной деятельности, ввел гостей Фестиваля в историю проектов, сформировал представления о проектах в целом. Главная часть Фестиваля – презентация лучших индивидуальных проектов обучающихся 1-х курсов техникума. Первокурсники целый год готовились к тому, чтобы продемонстрировать свои лучшие достижения в исследовательских и проектных изысканиях. На Фестиваль экспертной комиссией в лице опытных преподавателей, администрации и представителей студенческого научного общества были отобраны самые интересные работы, которые составят содержание сборника лучших индивидуальных работ: «История техникума в газетных публикациях», «Улицы города в истории Николаевска-на-Амуре», «Мой народ нанайцы», «Традиционная одежда народов Приамурья», «Экскурсия в национальный парк», «Миграция населения с Дальнего Востока», «Лепрозорий в Николаевском районе», «Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник», «Русские прозвища (происхождение, классификация, особенности». Лучшие студенческие проекты вошли в третий выпуск каталога студенческих проектов «Наука в фокусе», который издается институтом переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования.

Заключительным аккордом Фестиваля прозвучало выступление Пахно Ирины Владимировны, директора научно-исследовательского центра ХК ИППК СПО, к.психол.н., доцента. Ирина Владимировна, являясь научным руководителем нашей инновационной площадки выступила с предложениями, рекомендациями в части совмещения учебной деятельности с научными направлениями, что, несомненно, станет следующим этапом развития опыта инновационной практики техникума.

Бесспорно, Фестиваль проектов станет событийным местом встречи обучающихся и преподавателей, увлекающихся научными изысканиями.

В рамках деятельности краевой инновационной площадки преподаватели техникума готовят такие продукты инновационной деятельности, как сборник локальных нормативных актов, регламентирующих реализацию основных направлений музейного образования, учебно-методический комплект «Обучение проектной и исследовательской деятельности обучающихся», учебная программа повышения квалификации преподавателей «Все о проектной деятельности», «Основы музейной педагогики», методические рекомендации «Технология создания виртуального музея» и «Использование технологий музейной педагогики», программа партнерской музейной сети «Друзья виртуального музея», сборник проектных и исследовательских работ студентов «Лучшие индивидуальные проекты» (по итогам фестиваля лучших индивидуальных проектов).

Надеемся, что материалы нашей инновационной площадки будут интересны и полезны тем, кто стремиться к познанию, любит исследовать и создавать что-то новое, а также тем, кто без ума от путешествий.

 

 

 

 

Please publish modules in offcanvas position.